Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу, все более отображается в нем слава Божия. Когда кончается земной подвиг, окончательно запечатлевается та степень подобия, которую кто достиг. При наступлении вечного Царства, воскреснут все люди, души соединятся с своими телами, и тогда «праведники воссияют яко солнце в Царствии Отца их» сказал Сам Христос Своими устами (Матф.13:43).»

свт. Иоанн (Максимович)

В православном календаре праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христасовершается ежегодно 19 августа (6 августа по ст.стилю).

Преображение (греч.метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории в том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

В Православной Церкви Преображение Господне имеет статус двунадесятого праздника.

19 августа 2022 в храме св. вмч. Георгия Победоносца п. Кавказский божественную литургию праздника Преображения Господня совершил настоятель храма иерей Геннадий Малютин. Песнопения праздника исполнил хор храма под руководством Коржовой Аллы.

Белое облачение священника и белое убранство храма напоминают о чистоте всего мира. Красиво украшена на аналое икона праздника: Господь Иисус Христос предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам, слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами, у их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Многие прихожане пришли на праздник семьями, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн.

По окончанию Литургии был совершен молебен на благословение плодов нового сбора. Традиция благословения  «плода лозного (винограда) освящения» заимствована от греков. На востоке важнейшими для пропитания являются злаки и виноград, эти плоды и приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говорится в молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей», при этом, как видно из названия молитвы («Моли́тва о принося́щихънача́ткиовоще́й») и из ее текста, освящается сам человек, приносящий плоды. Будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов. Отсюда часто употребляемое название праздника – «Яблочный Спас».

Из храма люди идут в радостном расположении духа! В проповеди батюшка напомнил, что хорошо в этот день посетить тех, кто сегодня не смог прийти в храм,  поделиться с ними освященными плодами и духом праздника, который красиво выражен стихами Бориса Пастернака.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

Природа, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры!

Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает божественно, в веселии зовущее: преобразуется Христос, спасаяй вся.(кондак праздника)

Материалы составлены с помощью православного сайта https://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/razmyshlenija-o-dvunadesjatyh-prazdnikah-tom-ii-ot-bogojavlenija-do-voznesenija/2

(8)